четверг, 9 августа 2012 г.

Вело Ликбез

Любой известный бренд отличается от ноунейма, прежде всего сбалансированностью компонентов и технологичностью рамы, а так же наличием гарантии. Именитый бренд обеспечивает одинаковые гарантийные обязательства для бюджетных велосипедов и для велосипедов топ-уровня. Есть определенные правила подбора компонентов, и они должны соблюдаться. Велосипед собранный на именитой раме всегда можно проапгрейдить, и что самое приятное, всегда можно продать.
Желательно взять для начала бюджетный велосипед от известного бренда с минимальной комплектацией, т.е. это может быть горный (кроссовый) велосипед со стальной или алюминиевой рамой, жесткой или пружинной амортизационной вилкой, и оборудованием класса Shimano Altus. Кроме того, если ваш рост превышает 190 см, а вес 90 кг, вам стоит вообще отказаться от покупки велосипеда в минимальной комплектации, и при покупке велосипеда обратить внимание на наличие "двойных" ободов, кассетной втулки и платформенных алюминеевых педалей.

Велосипеды стоимостью до $300

Модели такой ценовой категории редко встречаются у известных производителей. Рамы могут быть как стальными, так и алюминиевыми. Могут быть оборудованы простейшими амортизационными вилками, навеской Shimano Tourney. Не обольщайтесь велосипедами на более высоком уровне навески, с множеством блестящих хромированных деталей, как правило, такие велосипеды собираются на дешевых рамах неизвестных производителей. Постарайтесь узнать о производителе покупаемого велосипеда из независимых источников. В этой ценовой категории вам следует отказаться от двухподвеса.

Велосипеды стоимостью $350-$400

В этой ценовой категории можно предложить модели начального уровня от производителей с мировым именем. Рамы будут алюминиевые, обода двойные и сзади уже может быть установлена кассетная втулка, что позволят безбоязненно советовать такой велосипед велосипедисту с весом более 90кг (или с весом 60кг плюс 30кг на багажнике). При такой цене становится доступным оборудование уровня Shimano Altus - Acera. Амортизационные вилки уже могут быть с простейшей регулировкой хода вилки. Многие начинающие велосипедисты, сомневающиеся в том, что будут ездить много, останавливаются как раз на велосипедах из этого ценового диапазона. Такие велосипеды могут подойти для спокойного катания исключительно по дорогам и паркам, но не годятся для сколько-нибудь серьезного использования: соревнований, спец дисциплин, сложных вне дорожных поездок.

Велосипеды стоимостью $350-$500

К таким велосипедам относятся множество моделей от начального до среднего уровня. Оборудование уровня Shimano Alivio. Рама обязательно алюминиевая, вилка - пружинно-эластомерная, кассетная втулка обязательна. Так же могут быть оборудованы механическими дисковыми тормозами начального уровня. Новичок получит действительно неплохой велосипед. Таким образом, начинающий велосипедист сможет оценить все достоинства современных велосипедов и понять, что ему нужно в будущем, если со временем появится желание купить велосипед более высокого уровня.

Велосипеды стоимостью $500-$1000

На эти деньги велосипед будет выше среднего уровня. Они могут быть собраны на гидроформовных и баттированых рамах, оснащены приличными амортизационными вилками с локаутами и оборудованием уровня Shimano Deore - Deore LX. Так же могут быть оборудованы дисковыми тормозами, как механикой, так и гидравликой. В этой ценовой категории уже можно приобрести двухподвес. Такие байки часто уже иногда подразделяют по специализации: горные общего назначения, для кросс-кантри, для фрирайда.

Велосипеды стоимостью $1000-$1500

В эту ценовую категорию попадают полупрофессиональные велосипеды, которые используются спортсменами на соревнованиях местного масштаба и продвинутыми энтузиастами. Обычно подобные велосипеды укомплектованы оборудованием Shimano SLX - Deore XT.

Велосипеды стоимостью более $1500

Таких денег стоят байки ориентированные уже на какую-либо конкретную дисциплину. У подобных машин иногда попадаются карбоновые рамы и воздушные вилки. Встретить их на улице можно нечасто - такие велосипеды используются либо спортсменами, либо фанатами велосипеда. Как правило, велосипеды дороже $1500 в магазине встречаются. Они поставляются под конкретный заказ.

О классах обвески:

Shimano - мировой лидер в производстве навесного оборудования для велосипедов, так как редкий велосипед не имеет какой-то части оборудования от Shimano. Условно их можно поделить на два класса: любительский и спортивный. Ниже приводится перечень групп от Shimano для горного велосипеда.
  • XTR - высшая группа Shimano, начало нового поколения систем переключения, трансмиссии и торможения
  • Saint - высококлассные 9ти скоростные компоненты для сверхтяжелых режимов
  • Deore XT - высококлассные 9ти скоростные компоненты, обладающие популярными и революционными функциями группы Shimano XTR и пригодна для горных и туристических велосипедов
  • Hone - новая группа для катающихся в стиле Enduro/all mountain, предназначенная для оттачивания, улучшения и развития мастерства их катания. высококлассные 9ти скоростные компоненты
  • SLX - компоненты для кросс-кантри и туризма, верхняя планка для самых крутых любителей
  • Deore - высококлассные 9ти скоростные компоненты для серьезных велосипедных развлечений
  • Alivio - экономичные компоненты для любителей велосипеда, лучшее для любителей
  • Acera - 8ми скоростные компоненты для настоящей езды на горном велосипеде
  • Altus - компоненты для путешествий по городу на горных велосипедах
  • Tourney TX - разработана для стимулирования развития спортивных велосипедов для начинающих.
Довольно часто встречаются компоненты Sram, известная чикагская фирма, в последнее время, вкладывающая кучу денег в технические разработки. Все чаще велосипеды комплектуются цепями и кассетами именно этой фирмы. Ниже перечень компонентов Sram и параллель между классами Shimano.
  • SRAM 3.0 = Altus - Tourney
  • SRAM X.4 = Alivio - Acera
  • SRAM X.5 = Alivio или Deore
  • SRAM X.7 = Deore LX
  • SRAM X.9 = XT
  • SRAM X.0 = XTR
  • SRAM X.X - десяти скоростная трансмиссия
Оборудование высших классов создано для гонщиков и продвинутых любителей. Основная задача такого оборудования - идеальная точность и скорость переключения, безотказность в любых погодных условиях, малый вес. Обычному же человеку, который может переключиться несколько раз в день, незачем выбрасывать деньги на переключатели соревновательного класса, как впрочем, и на другое оборудование такого же уровня. Важно как узлы велосипеда защищены от влаги, важно чувствовать себя удобно на велосипеде. В 95% случаев уровня Shimano Alivio бывает достаточно.

Об аксессуарах:

Сразу необходимо купить шлем, запасную камеру, набор для походного ремонта камеры, насос (если будете, ездит один и поблизости не будет машин и станции СТО), набор шестигранников. Остальное зависит от того, где и как вы будете ездить. Если в темное время суток - приобретайте фонари (передний и задний). Если будете ездить в походы - покупайте багажник и сумку-штаны, дабы не нагружать спину тяжелым рюкзаком. В жаркую погоду пригодиться фляжка для жидкости и флягодержатель, в холодную - термо фляга. Остальное, а именно перчатки, велоформа, велоочки, велокомпьютер, крылья, рожки покупается по мере возникшей необходимости, чаще всего, когда вы понимаете, что без этого все-таки никак не обойтись. И еще может понадобиться велосумка под седло или в раму, для запасной камеры, ключей и другой полезной мелочи.

О дисковых тормозах:

Достоинства дисковых тормозов:
  • эти тормоза всепогодны, им не страшны грязь, снег и обледенение обода;
  • большая точность дозирования тормозного усилия;
  • реализован принцип "отрегулировал и забыл";
  • если на колесе появляется восьмерка или выбиваешь спицу, это не отражается на эффективности торможения;
  • больший ресурс абразивных колодок и дисков.
Минус - установка специальных втулок под диск, дополнительный вес, сложность ремонта в полевых условиях (для гидравлических тормозов), сложность инсталляции, значительно большая стоимость.

Вывод: если для человека $100 (это минимум конечно, хорошие тормоза стоят гораздо дороже) это сумма, с которой не хочется расставаться, и он не собирается заниматься экстремальной ездой в грязи, то ему абсолютно не нужно тратить их на дисковые тормоза, т. к. обычный ободной тормоз надёжен, недорог, лёгок и проверен многими поколениями велосипедистов самого высокого класса (шоссейные гонщики, между прочим, так на дисковые тормоза и не перешли). И уж во всяком случае, ни при каких обстоятельствах не покупайте велосипед с дисковыми тормозами дешевле $400, это утверждение справедливо, по крайней мере, на сегодняшний день.

О правильном накачивании колес: 

Это зависит от того сколько ты весишь, где катаешься, какие у тебя шины. На каждой покрышке сбоку производитель указывает MIN и MAX давления в PSI или BAR. Для езды по асфальту надо накачивать больше, для грязи и песка меньше, для пересеченной местности переднее колесо качается немного слабее, чем заднее. Среднестатистическому ездоку, катающемуся для своего удовольствия достаточно накачивать 37-45psi (2.5-3 BAR). Чем меньше накачаны колеса тем мягче, но слабо накачанные легко пробиваются и плохо катят, поэтому решай сам, что тебе важней.

О стране производителе:

Китай вообще, а Тайвань в частности является одним из мировых центров высоких технологий, там сейчас выпускается огромное количество товаров высочайшего качества и практически все ведущие производители велосипедов разместили свои производства именно в Китае и других азиатских странах, 90% велосипедов производятся там. Остальные 10% велосипедов собираются в Европе и Америке, но в подавляющем большинстве случаев из комплектующих, произведенных в азиатских странах.

Общие советы правльной езды на велосипеде:

Поднять повыше седло

Сколько раз вы видели маунтин-байкера с опущенным, как у гонщика BMX, седлом? Горный велосипедист — частично ездок, частично мотор. Слишком низко опущенное седло может снизить мощность вашего мотора вдвое! Контролировать байк легче не станет, но чем сильнее вы будете нажимать, тем чаще начнут болеть колени. Установите седло достаточно высоко, чтобы ваше колено было согнуто лишь слегка, когда нога находится в самом низком положении цикла педалирования. Если необходимо, опустите седло на 1−1,5 см от этого положения, не более. Ноги должны касаться земли для ходьбы, а не для езды на велосипеде. Для определения точной высоты седла измерьте расстояние от верхней точки берцовой кости до пола и умножьте его на 0,883 — это и будет расстояние от центракаретки до верхней части центра седла.

Полегче давить на тормозные ручки

Держите на тормозе два пальца, а не всю руку. Начинающие часто хватаются всей рукой за тормозные ручки при малейшей опасности. Кроме того, что это верный способ перелететь через руль, при этом теряется контроль над велосипедом, так как не остается пальцев на ручках руля. Держите на руле, по крайней мере, мизинец и безымянный палец — оставшихся двух пальцев вполне достаточно для торможения. К тому же, современные тормозные ручки частенько так и разрабатываются, чтобы на них помещалось только два пальца.

Использовать передний тормоз

Не верьте тому, кто говорит, что передним тормозом небезопасно пользоваться. Многие новички часто используют только задний тормоз, куда бы они ни ехали. Однако вне дороги передний тормоз — основной игрок. Почти весь вес велосипеда перемещается на переднее колесо при торможении и на спуске. Для начала научитесь пользоваться передним и задним тормозом одинаково хорошо. Защититесь от передавливания переднего тормоза в случае опасности, держа на заднем тормозе два пальца, а на переднем — один. Вслушивайтесь в звук, издаваемый покрышками о землю, как только колесо оказывается заблокированным, немножко отпускайте тормоз, чтобы колесо вращалось. Не важно как медленно: пока колеса вращаются, вы можете управлять велосипедом. На зажатых колесах повернуть почти невозможно.

Сместиться назад

Одна из распространенных причин падений на спусках заключается в том, что велосипедист неожиданно пугается, зажимает тормоза, подается вперед седла и пытается зацепиться ногами за землю. Обычно продолжение сценария таково: велосипедист ударяется ногами о руль и дальше «спускается» отдельно от велосипеда, кувырком. Когда вы проходите спуск и понимаете, что теряете контроль над велосипедом, нужно, оставляя одну ногу на педали, сместить корпус тела назад, лечь животом на седло и попытаться остановиться другой ногой. В этом положении можно слезть с велосипеда и спускаться дальше на ногах(а не на спине).

Не переборщить с одеждой

Многие начинающие велосипедисты любят кататься в джинсах, свитерах, теплых спортивных костюмах и т.д. Полегче! Теплая одежда быстро доведет велосипедиста до «точки кипения». Свитера и джинсы быстро впитывают пот, становятся мокрыми, и поэтому вы в них можете еще и замерзнуть, если остановитесь, да и не очень приятно кататься в насквозь промокшей от пота одежде. Используйте легкие прохладные ткани, которые прекрасно впитывают пот тела и защищают от ветра, такие как нейлон или лучше специальные хай-тен материалы (Gore-Tex и др.). Лучше всего, чтобы вам было прохладно, когда вы выезжаете, иначе есть опасность свариться уже через 20 минут прогулки.

«Верблюжья» болезнь

Спортсмен, организм которого хорошо снабжен водой, может ехать около двух часов (в прохладную погоду) перед тем, как он начнет страдать от обезвоживания. Начинающие редко пьют, даже если вода у них есть. Чтобы не чувствовать себя после езды разбитым, нужно пить, по крайней мере, каждые 15 минут, даже в холодную погоду. Это спасет вас от болезненных ощущений в мускулах и от ненужных страданий в конце поездки.

Не сорваться в начале

Велосипедист, который более месяца не катался, может ехать довольно быстро, даже если он в плохой физической форме. Не пытайтесь всех победить, если вы в первый раз за долгое время выехали на тропу! Катание на байке доставляет так много удовольствия, что мы все хотим сразу же гнать со всей дури. Осторожно! Если вы сожжете все запасы своего тела в начале дня, потом будет не так весело. Езжайте спокойно, пока вы не проехали большую часть пути.

И главное — не бояться

Глаза — это продолжение вашего мозга. Новички часто страдают от фиксации на различных объектах, встречающихся на пути. Если на тропинке появляется здоровый камень, корень или яма, они смотрят на это, думая, что делать, и едут прямо в центр препятствия. Почему? Глаза так влияют на мозг, что неосознанно ведут вас туда, на чем вы их фокусируете. Заставляйте себя смотреть на безопасные пути. Смотрите за поворот, а не на его крутые края. Если и вправду хотите свалиться с горы, взгляните вниз — и вы свалитесь!


Источник: EL-CAPITAN

Комментариев нет:

Отправить комментарий