понедельник, 18 марта 2013 г.

Конструкция велосипеда: навесное оборудование

В прошлых материалах мы обсудили, какие бывают велосипеды, пояснили, какой тип велосипеда подходит для той или иной манеры катания и обсудили конструкционную основу любого велосипеда – его раму. Сегодня же мы поговорим обо всем том оборудовании, которое крепится к раме – ходовую часть и подвеску.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

 

Ходовая часть


Сначала предлагаем рассмотреть, что же входит в понятие «ходовая часть велосипеда». Это достаточно обширный комплекс различных деталей и узлов – втулки колес, каретка, цепь, блок передних звездочек с шатунами (система), блок задних звездочек (кассета), и механизм свободного хода. К ходовой части также относят передний и задний переключатели передач.

Если вам доводилось читать ветки специализированных форумов, посвященных велоспорту, то вы наверняка замечали, что там часто используется такой термин как «накат», «байк катит» или, соответственно, «не катит». «Накатистость» велосипеда зависит от многих параметров, но самое существенное влияние на эту величину оказывает именно состояние ходовой части.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

От того, насколько хорошо работают втулки, насколько быстро и четко переключаются передачи, зависит плавность и легкость хода велосипеда, и, в конечном счете, удовольствие от езды на нем.

Компании, выпускающие велосипеды, как и производители любых других сложных машин (например, автомобилей или компьютеров) не занимаются разработкой всего велосипеда от начала и до конца. Как правило, главной их задачей является разработка дизайна будущего байка, конструирование его рамы, а также конечная сборка велосипеда. Производством же остальных узлов занимаются другие производители, выпускающие стандартизированные изделия, разделенные на классы, в зависимости от назначения велосипеда. Компаний, освоивших производство комплектующих для велоиндустрии довольно много, но основная их масса выпускается двумя гигантами – это Shimano (Япония) и SRAM (США). На данный момент их продукция устанавливается примерно на три четверти всех серийно выпускаемых моделей велосипедов. Потому далее речь пойдет об узлах производства этих двух компаний.
Надо сказать, что разработчики этих комплектующих стараются обеспечить совместимость между компонентами настолько, насколько это возможно. В результате велосипед может содержать компоненты разных производителей.

Классы оборудования Shimano и SRAM

 


Начнем, пожалуй, с самого низа классификации – начального уровня. Сюда входят такие группы, как Tourney (МТБ) и Sora (Шоссейные велосипеды). Приобретение велосипеда с оборудованием этих групп оправдано только для детских и подростковых велосипедов, для которых не требуется большой ресурс. Если вы сильно стеснены в средствах, более разумным вариантом является приобретение односкоростного велосипеда отечественного производства.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

При их изготовлении широко применяются пластик или дешевые сорта стали. Велосипеды, на которых установлены такие детали, получаются очень дешевыми, но при этом ненадежными и капризными. Если на таком велосипеде кататься только по выходным и только по сухим дорожкам парка, то он может прослужить несколько лет, однако дальняя поездка может оказаться настоящим испытанием, сопряженным с постоянным ремонтом и регулировкой.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Велосипеды, оснащенные оборудованием, находящимся в середине таблицы, можно рекомендовать большинству покупателей. Чем выше класс оборудования, тем выше цена, но зато легче получается велосипед, надежнее работают его механизмы в сложных условиях. Например, если вы предполагаете ежедневно кататься по ближайшему парку, то достаточно приобрести велосипед с оборудованием Shimano Altus, Acera. На таком велосипеде можно отправиться на пару недель в несложный поход. Несколько лет он проработает, не требуя больших усилий по обслуживанию. Но для более сложных путешествий такой велосипед подойдет плохо. Если в походе встретятся большие участки бездорожья, то надежность компонентов велосипеда может  оказаться недостаточной. В результате, вместо того, чтобы наслаждаться заслуженным отдыхом, вы будете каждый вечер заниматься регулировкой переключателей. Если вы планируете совершать такие поездки, где будет много бездорожья, следует приобрести велосипед с оборудованием более высокого класса (например, Shimano Deore или SRAM X5).

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

На нижних строчках списка находятся очень дорогие классы профессионального оборудования. Shimano XTR, Dura-Ace, и SRAM X0 используются в велосипедах, предназначенных для соревнований. В компонентах, принадлежащих этим классам, используются самые современные материалы и самые последние наработки инженеров, направленные на уменьшение веса. При этом себестоимость производства большой роли не играет, поэтому и цена оказывается очень высокой. Вместе с тем надежность этих компонентов оказывается сопоставима с оборудованием предыдущих классов (Shimano Deore XT, SRAM X9).

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Покупка велосипеда с оборудованием Shimano XTR, Dura-Ace и SRAM X0 оправдано только в том случае, если планируется принимать участие в профессиональных соревнованиях. Стоимость такого байка будет соизмерима с ценой автомобиля-иномарки. Его обслуживание также обойдется дороже, потому что потребуются специфические инструменты и навыки работы.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Приобретая велосипед, учтите, что многие компоненты из разных классов совместимы друг с другом. При необходимости вы можете усовершенствовать свой велосипед, установив оборудование более высокого класса. Например, если вы несколько лет назад приобрели велосипед с оборудованием SHIMANO Acera, а сейчас решили совершать на нем дальние путешествия, то совсем необязательно покупать новый велосипед. Возможно, достаточно будет заменить некоторые детали на аналогичные из серий Alivio или Deore, что позволит сэкономить немало средств.

Если вы покупаете подержанный велосипед, учтите, что многие неисправности ходовой части проявляются только под нагрузкой, поэтому перед покупкой немного прокатитесь на велосипеде, и проверьте, что:
  • Колеса, педали и каретка должны вращаться легко и бесшумно, без люфта и заеданий.
  • Переключение передач должно производиться быстро и четко.
  • При вращении педалей цепь не должна проскакивать на звездочках.
Компания Shimano делит все классы оборудования на несколько групп, предназначенных для различных условий эксплуатации – Горную, Шоссейную, Комфортную, и Городскую.
Компоненты, относящиеся к горным группам, (Tourney, Altus, Acera, Alivio, Deore, SLX, Saint, Zee, XT, XTR),  лучше работают на грунтовых дорогах и на бездорожье. Подшипниковые узлы у них лучше защищены от грязи, шире диапазон переключения скоростей.

Компоненты шоссейных групп  (Sora, Tiagra, 105, Ultegra, Dura-Ace) не предназначены для неровных и грязных дорог, зато они обладают меньшим весом и более легким ходом.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Компоненты городских групп (Capreo, Nexus, Alfine) используются в городских велосипедах. Они включают в себя задние втулки с планетарными передачами, некоторые модели оборудованы автоматическими переключателями передач.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Shimano выпускает и другие группы оборудования, предназначенные для определенных стилей катания. В частности, для велосипедов BMX выпускается группа оборудования Shimano DXR.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Таким образом, зная, какое оборудование установлено на велосипеде, при покупке его в магазине можно быстро определить, для каких целей этот велосипед предназначен. Кроме того, класс оборудования велосипеда - это важный признак, по которому можно сравнивать велосипеды различных производителей.

Важные узлы ходовой части велосипеда – блоки передних и задних звездочек.

Передние звездочки (их называют системой) объединены в блок из двух (на шоссейных группах) или трех (на горных группах) звездочек. Чем больше зубьев имеют передние звездочки, тем выше будет скорость велосипеда.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Задние звездочки тоже объединяются в блоки, называемые кассетами.  На кассетах дорожных велосипедов обычно установлено три-пять звездочек, а на шоссейных и горных – до десяти. Чем больше звездочек в кассете и в системе, тем более универсальным получается велосипед.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Например, если спереди стоит три звездочки, а сзади – девять, то у такого велосипеда получается 3х9=27 скоростей. Хотя реально не все они будут использоваться, на таком велосипеде можно кататься как по хорошему шоссе, так и по серьезному бездорожью.

Не менее важным элементом являются манетки или шифтеры (англ. shifters) - специальные устройства, крепящиеся к рулю (раньше крепились на раму) и позволяющие переключать передачи. Смена передач осуществляется, как правило, путем передачи усилия с манеток через тросиковый привод на переключатели, изменяющие положение цепи на звёздах с целью изменения передаточного отношения. Если велосипед оборудован двумя переключателями передач (передним и задним), на руль устанавливаются две манетки. Как правило, манетка, устанавливаемая под левую руку, «отвечает» за передний переключатель, а устанавливаемая под правую руку — за задний. Также манетки могут приводить в действие механизм переключения передач, интегрируемый в заднюю втулку велосипеда.
Различают три типа манеток:
Конструкция велосипеда: Навесное оборудование
«Грипшифт» (англ. GripShift), где переключение осуществляется путем поворота рукоятки вокруг руля.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование
Триггерные (где переключение осуществляется путём нажатия на рычажки).

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

«Дуал-контрол» (англ. Dual-Control) — здесь велосипедист переключает передачи путем поворота тормозных ручек в плоскости, перпендикулярной плоскости их (ручек) хода для совершения торможения.

Велосипедная вилка

 

Велосипедная вилка – важная деталь конструкции байка. Ее задачи – удерживать переднее колесо и обеспечивать возможность поворота этого колеса. Раньше вилки на все велосипеды ставились исключительно жесткие, стальные. Однако в наше время почти на всех горных, гибридных (кроссовых) и дорожных велосипедах стоят амортизационные вилки. Жесткими вилками оборудованы шоссейные и дорожные байки, т.е. те модели, предназначенные для максимально быстрой езды. Амортизационные же вилки незаменимы при катании по бездорожью, они позволяют с легкостью преодолевать препятствия на пути, начиная от заездов на бордюры тротуаров и заканчивая трюками на больших камнях и катанию по сложному бездорожью, и берегут руки велосипедиста от ударов.

Какие же бывают виды амортизационных вилок?

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Существуют три типа передних амортизаторов:

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Пружинно-эластомерная. В т.н. «штанах» вилки находится пружина, принимающая на себя удар, и эластомер, работающий демпфером. Такие вилки крайне просты в обслуживании, недороги, но работают не очень мягко и замерзают на морозе.

Пружинно-масляная. В отличие от пружинно-эластомерных вилок, здесь в качестве демпфера выступает масло, перетекающее по ёмкостям через систему клапанов. Вилки такого типа имеют мягкий ход, множество регулировок и прекрасно работают при отрицательных температурах.

Воздушно-масляная вилка. Пружинящим элементом является воздух. Демпфирование осуществляется масляными картриджами. В настоящее время воздушные вилки наиболее легкие. Существуют воздушные вилки высокого давления и низкого. Первые менее чувствительны к перепадам температур, вторые более износостойки.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Задние амортизаторы для велосипедов построены по аналогичному принципу. Кроме того, могут применяться амортизаторы в подседельных штырях.

Конструкция велосипеда: Навесное оборудование

Также амортизационные вилки делятся на однокоронные и двухкоронные. У двукоронных вилок рулевая труба и ноги, продолжающиеся над первой короной, соединяются второй короной выше рулевой колонки. В этом случае вилка становится гораздо жестче, но при этом увеличивается её вес и уменьшается угол поворота руля. Двухкоронные вилки ставятся на велосипеды, предназначенные для экстремальных дисциплин катания, – таких, как фрирайд или даунхилл. Также встречаются вилки, оборудованные всего одной ногой.
Надеемся, эта статья и другие материалы, представленные у нас на портале, помогут вам при выборе будущего двухколесного друга и вообще лучше ориентироваться в веломире. Естественно, это сильно обобщенные сведения – существует огромное количество нюансов, которые сложно изложить в одной статье, но теперь у вас есть отправная точка, если вы захотите заниматься велоспортом всерьез. Удачи на дорогах!



Источник: Rozetka.ua

3 комментария:

  1. Купить качественные запасные части для велосипеда не так просто, я вот недавно долго искала магазин где можно приобрести задний амортизатор на велосипед и только магазин veloolimp.com помог мне это сделать.В этом магазине самый большой ассортимент товаров для велоспорта в регионе.

    ОтветитьУдалить
  2. Вы там белены объелись, когда таблицу классификации шимано и срам составляли?))) Это когда Saint стал компонентом полупрофессионального класса на ровне с срам x7 и x9? Saint отдельная подгруппа для DH и FR так же как и компоненты X0 у срама. A dura-ace они все таки приравняли к X0...Бездарь обладающий начальным уровнем знаний составлял таблицу ( либо, заядлый шоссер).

    ОтветитьУдалить