Рассмотрим
все характеристики, которые стоит сравнить между 2-х и 4-х тактными лодочными моторами.
1. Размер и
объем
Размер и объем моторной части 2-х тактного ДВС меньше аналогичного по мощности 4-х тактника. Т.е. у 2-х тактников большая мощность в пересчёте на 1 литр рабочего объёма. Потому, что мощность двухтактного двигателя при одинаковых размерах цилиндра и частоте вращения вала теоретически в два раза больше четырехтактного за счет большего числа рабочих циклов.
Однако неполное использование хода поршня для расширения, худшее освобождение цилиндра от остаточных газов и затраты части вырабатываемой мощности на продувку приводят к реальному увеличению мощности только на 60-70%.
Играет роль так же отсутствие громоздких систем смазки и газораспределения у двухтактных вариантов. Размер и объем нижней части лодочного двигателя (ноги с гребным винтом) у обоих типов двигателей приблизительно одинаковы.
2. Вес
Пример:
15 л.с. 2х тактный – 36 кг, 4-х тактный – 50 кг.
Казалось – бы 50 кг. – легко. Все не так просто. Вес мотора распределен крайне неравномерно. Примерно 80% весит голова (сам двигатель) 20% нога. Не нужно также забывать и о большем у 4-х тактников размере головы. Все это + одна маленькая не всегда удобная ручка для переноски делает этот процесс крайне затруднительным.
Казалось – бы 50 кг. – легко. Все не так просто. Вес мотора распределен крайне неравномерно. Примерно 80% весит голова (сам двигатель) 20% нога. Не нужно также забывать и о большем у 4-х тактников размере головы. Все это + одна маленькая не всегда удобная ручка для переноски делает этот процесс крайне затруднительным.
3. Цена
4-х тактные двигатели сложнее в производстве, состоят из большего количества
деталей, поэтому всегда дороже 2-х тактников.
4. Удобство перевозки
2-х тактники можно возить в любом положении.
Т.е. достал из багажника, поставил, завел, поехал.
4-х тактники можно возить только стоя или на одном боку.
4-х тактники можно возить только стоя или на одном боку.
5. 2-х тактный мотор живее реагирует на ручку газ
Эта характеристика очень относительная.
Обычно разница почти незаметна. И всё же, в 4-х тактниках для совершения полного рабочего цикла поршню необходимо сделать два полных оборота. А в 2-х тактных – только один.
Частый вопрос:
А правда ли что 4-х тактная 15 л.с. бежит быстрее, чем такая же 2-х тактная?
Ответ:
Нет не правда. У обоих этих двигателей мощность на валу 15 л.с.
При прочих равных условиях, почему один мотор должен ехать быстрее второго?
Обычно разница почти незаметна. И всё же, в 4-х тактниках для совершения полного рабочего цикла поршню необходимо сделать два полных оборота. А в 2-х тактных – только один.
Частый вопрос:
А правда ли что 4-х тактная 15 л.с. бежит быстрее, чем такая же 2-х тактная?
Ответ:
Нет не правда. У обоих этих двигателей мощность на валу 15 л.с.
При прочих равных условиях, почему один мотор должен ехать быстрее второго?
6. Больший расход топлива
Напомним, примерный расход можно высчитать по формуле: для 2х такта – 300 грамм
на одну лошадиную силу, для 4х такта – 200 грамм на 1л.с. в час при полном
“газе”.
Больший расход связан с тем, что цикл выброса отработанных газов и впуска свежего топлива у двухтактников совмещен, поэтому часть свежего топлива выбрасывается вместе с отработанными газами в выхлоп.
В этом же и экологическая проблема т.е. часть бензина, смешанного с маслом просто выливается в воду.
Поэтому 2-х тактные моторы (кроме Evinrude) запрещены в странах ЕС и США.
Больший расход связан с тем, что цикл выброса отработанных газов и впуска свежего топлива у двухтактников совмещен, поэтому часть свежего топлива выбрасывается вместе с отработанными газами в выхлоп.
В этом же и экологическая проблема т.е. часть бензина, смешанного с маслом просто выливается в воду.
Поэтому 2-х тактные моторы (кроме Evinrude) запрещены в странах ЕС и США.
7. Шумность
На максимальных оборотах 2-х тактные моторы, как правило, работают слегка
громче 4-х тактников.
8. Вибрация
4-х тактные моторы не так вибрируют на малых оборотах.
Это касается только двухцилиндровых двигателей. Одноцилиндровые и 2-х и 4-х тактники вибрируют примерно одинаково.
Это касается только двухцилиндровых двигателей. Одноцилиндровые и 2-х и 4-х тактники вибрируют примерно одинаково.
9. Дым от выхлопных газов
4-х тактные моторы не так дымят как 2-х тактники. Дым образуется в основном
из-за згорания масла, которое добавляется непосредственно в бензин у 2-х
тактных моделей.
Дымность – важный момент, особенно если вы любите тролить. Часто это очень напрягает. Особенно в тихую безветренную погоду.
Дымность – важный момент, особенно если вы любите тролить. Часто это очень напрягает. Особенно в тихую безветренную погоду.
10. Долговечность
Довольно спорный пункт!
Бытует мнение, что 2-хтактные моторы менее долговечны. Теоретически это
понятно, потому как масло для смазки трущихся элементов двигателя подается
вместе с бензином, а значит, работает не так эффективно в отличие от 4-х
тактных двигателей, где трущиеся элементы буквально плавают в масле. Но с
другой стороны 4-х тактный мотор по конструкции намного сложнее конкурента,
состоит из значительно большего числа деталей.
Здесь вступает в силу золотой принцип практической механики: “Чем проще, тем надежнее”.
Источник: Aqua-Star.com.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий